Южно-Китайское море

Южно-Китайское море во Вьетнаме называют Восточным морем и, редко, Вьетнамским морем. Оно является одним из окраинных морей западной части Тихого океана. Имеет важнейшее значение для Вьетнама и соседних стран. Это обусловлено тем, что оно является единственным морем, омывающим Вьетнам и обладает большим объемом биоресурсов и залежей углеводородов. Кроме того, оно формирует климат Индокитайского полуострова и является важным транспортным коридором.

Море в районе вьетнамского города Камрань к югу от Нячанга

Рыбаки Южно-Китайского моря

Рыбаки Южно-Китайского моря (г. Вунгтау)

Географическое положение

С западной стороны Южно-Китайское море ограничивается линией азиатского материка. С этой стороны побережье имеют Китай, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Малайзия и Сингапур. С востока оно ограничивается множеством островов. Здесь побережье имеют Тайвань, Филиппины, Малайзия, Бруней и Индонезия. Оно относится к полузамкнутым морям, потому что между островами имеется много проливов, в том числе широких.

С севера на юг море простирается от тропика Козерога до экватора и даже немного заходит в южное полушарие. С запада на восток его протяженность не столь большая. От северо-восточной до юго-западной оконечности моря проходит Главный морской путь — пожалуй, самый интенсивный из морских трасс, за исключением проливов и каналов.

Крупнейшие заливы Южно-Китайского моря — Тонкинский и Сиамский, который иногда называют Таиландским.
Внутри моря имеется только один крупный остров — Хайнань. Большинство остальных островов имеет коралловое происхождение. Острова, лежащие по сторонам Главного морского пути, имеют различное строение. Парасельские острова и острова Спратли низкие, они сложены из кораллового песка и покрыты низкорослой растительностью.

Вьетнам занимает в Южно-Китайском море выгодное центральное положение и имеет самую большую длину побережья.

Природные характеристики

Площадь Южно-Китайского моря — 3 537 289 км². Максимальная глубина — 5560 м. Однако примерно две трети площади моря имеет глубины менее двухсот метров. Глубоководной является северо-восточная часть. Летом и осенью частые тайфуны. Приливы неправильные, суточные и полусуточные, до 4 м.

Температура воды на поверхности в январе от 14 °С на севере до 27 °С на юге, в августе достигает 28-30 °С по всей площади. Средняя соленость воды — 32-34 ‰.

Климат в Южно-Китайском море и на прилегающих к нему территориях — муссонный. Это означает, что воздушные массы во время влажного сезона двигаются с моря на материк, а во время сухого сезона — из глубин материка в море. По температурным характеристикам море находится в основном в субтропической, тропической, субэкваториальной зонах, а также немного — в умеренной и экваториальной зонах.

Большую опасность для мореплавания и для экономики и жизни людей на суше представляют тайфуны. Наиболее интенсивно они проходят через него в октябре-ноябре.

Море богато биологическими ресурсами. Промысловые рыбы: тунец, сельдь, сардины, некоторые виды акул, морской язык и другие. Кроме рыб добываются кальмары, крабы, креветки, лобстеры (омары). На прибрежных фермах выращиваются различные виды моллюсков, а также креветки.

Море Вьетнама

Иногда Южно-Китайское море называют Морем Вьетнама. Это потому что линия его материкового побережья здесь самая длинная.
На протяжении многих веков вьетнамцы слабо осваивали свое море. Проводили прибрежный лов морепродуктов и на этом все заканчивалось. Даже была такая поговорка: «Вьетнамцы стоят спиной к морю». Среди вьетнамцев не очень распространен и отдых не море, хотя оно для большинства всегда рядом.
При династии Нгуенов была предпринята морская экспедиция на Парасельские острова и с того времени они стали считаться территорией Вьетнама.

После Августовской революции «Море Вьетнама» стали осваивать активнее. Появился рыболовецкий флот, пусть маломерный, но многочисленный. Его суда уже уходили далеко от берега.
Военно-морской флот тоже состоял из небольших катеров различного назначения. В настоящее время «Море Вьетнама» бороздят уже средние военно-морские суда и несколько новейших подводных лодок, построенных в России.
Тоннаж торгового флота значителен. Большинство судов строится во Вьетнаме.

Экономическое значение

В последнее время главным экономичным фактором Южно-Китайского моря является добыча на его шельфе нефти и газа. Ее осуществляют несколько стран. Особенно в добыче углеводородов здесь заинтересован Китай из-за нестабильности обстановки в районе Персидского залива, откуда он получает большую часть топливных ресурсов.

Издавна Южно-Китайское море являлось источником добычи рыбы и других морепродуктов для прибрежного населения. В современных условиях на многочисленных фермах в прибрежных водах выращиваются моллюски и членистоногие и в замороженном виде экспортируются во многие страны мира.

По Главному морскому пути Южно-Китайского моря транспортируется огромное количество грузов. По нему из Китая, Ю. Кореи, Японии и Тайваня в страны Европы, Азии и Африки идут промышленные товары, рис и морепродукты. В обратном направлении из Персидского залива транспортируется нефть (половина добываемого мирового объема), а из Европы — промышленные товары.

Одной из проблем Южно-Китайского моря, так же как и других районов Мирового океана, является загрязнение пластиковым мусором. Чтобы преодолеть ее, страны Юго-Восточной Азии предпринимают конкретные шаги по сокращению количества пластиковых отходов, выбрасываемых в окружающую среду. В основном, это касается пакетов из пластика. Их необходимо заменить многоразовыми пакетами, которые люди будут брать с собой в магазины, как это они делали еще в середине 20 века. Второй путь — заменить пластик на разлагаемые материалы. Например, на бумажные пакеты, бумага для которых из бамбуковой целлюлозы.

Сезоны отдыха

В страны, омываемые Южно-Китайским морем круглогодично прибывает большое количество иностранных туристов. Из-за муссонного климата не все месяцы года равнозначны по комфортности отдыха.

В южном Китае и северном Вьетнаме чувствуется температурная сезонность, поэтому период с ноября по март для пляжного отдыха не подходит. Остальная часть побережья, примерно южнее Дананга по температуре воздуха и воды комфортная круглогодично. Но из-за фактора муссонов в течение нескольких месяцев наблюдается повышенное количество осадков.

В Малайзии влажный сезон на Малаккском полуострове стоит летом. На Борнео отличают влажный зимний сезон.
В Камбодже влажный сезон длится с мая-июня до октября.
В Таиланде с конца апреля до середины ноября господствует летний влажный муссон.
На Филиппинах влажный сезон стоит с июля по декабрь.

Лучшим сезоном отдыха на большей части вьетнамского побережья Южно-Китайского моря является период с марта по май, хотя российские туристы традиционно стремятся туда осенью-зимой. Это вероятно связано с тем, что пляжные направления в Европу и Ближний Восток в это время непривлекательны.

История и современность

Длительное время до 19 века Южно-Китайское море было довольно мирным, если не считать местных пиратов. По морю проходили маршруты морской торговли между Китаем, Индией и другими странами. По мере развития флота в Европе по нему стали ходить и европейские суда за китайскими товарами.

Начиная с 19 века, страны Юго-Восточной Азии, которые омываются Южно-Китайским морем, стали попадать в колониальную зависимость от Великобритании, Франции и более мелких европейских стран.

Во время Второй мировой войны на акватории моря и на побережье проводились военно-морские операции США и Англии против Японии. Во время Вьетнамской войны американцы держали у моря значительную часть своего 7 флота прежде всего для осуществления бомбардировок северного Вьетнама.

В настоящее время главным стержнем политической и экономической борьбы прилегающих стран является спор за острова Спратли в связи с залежами у их берегов нефти и газа.

Отзывы о поездках, вопросы, комментарии

Чем выше находится запись, тем она новее.

Добавить комментарий