22.09.2017
Тоннели Кучи во Вьетнаме
Тоннели Кучи (Địa đạo Củ Chi) во Вьетнаме — это разветвленная и длинная система узких тоннелей неподалеку от города Хошимина во Вьетнаме. Она использовалась Национальным фронтом освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) в период так называемой Вьетнамской войны и сыграли важную роль в победе над армией США. Неподалеку находился район наибольшей активности партизан, названный американцами «Железным треугольником».
В России такие тоннели скорее назвали бы подземными ходами потому что в нашем представлении тоннели — это большие по высоте и ширине пути в горе или под землей.
Карта тоннелей Кучи для туристов
Значительная часть партизанских тоннелей была разрушена бомбами еще в период войны. Оставшиеся вероятно были законсервированы после войны. Еще одна, малая часть, в наши дни существует как туристический объект (смотри ниже на этой странице).
Информация ниже подготовлена на основе анализа различных открытых источников, в основном, американских и вьетнамских.
Внутри одного из тоннелей в Кучи
Манекен, изображающий отдыхающего бойца НФОЮВ
История создания
Тоннели Кучи вьетнамские партизаны и подпольщики (тогда они назвались Вьетминь) начали копать еще в конце 1940-х годов 20-го века, во время Первой Индокитайской войны против французов. Плотная суглинистая почва хорошо подходила для этих сооружений.
Первые тоннели были примитивными подземными секциями. Они использовались для хранения документов и оружия, а также в качестве убежища во время зачисток территории французской армией. На поверхность выходило лишь одно отверстие, которое было и входом-выходом и единственной вентиляцией убежища. Днём партизаны отсиживались там, а вечером выходили для проведения вылазок. Огромным недостатком секции было наличие одного входа — выхода. Когда его обнаруживали, не было возможности уйти не замеченными ввиду отсутствия других входов.
Францию в конце 50-х годов во Вьетнаме начали замещать США. Когда началось крупное восстание, организованное НФОЮВ в 1960 г., то старые туннели Вьетминя были восстановлены. Одновременно стали рыть новые, превращая их в систему со множеством секретных входов-выходов. Число строителей росло с каждым днём. Работали все, включая женщин, стариков, детей. Это была тяжёлая физическая работа, всё делалось вручную. Использовались только ножи и бамбуковые корзины для выноса земли. Существовали дневные нормативы проходки.
Землю выносили подальше от строительства, заваливая ею воронки от взрывов, высыпая на рисовые поля или создавая лже-термитники. Методом проб и ошибок, партизаны разработали простые, но эффективные методы защиты туннелей, в результате чего они стали трудными для обнаружения или уничтожения.
Чтобы устранить угрозу, исходящую из «Железного треугольника», американцы создали большую базу в районе Кучи. Неосознанно они построили ее прямо над центром сети тоннелей. 25-й дивизии США потребовались месяцы, чтобы понять, почему бойцы Вьетконга в них стреляют ночью в их же палатках, а затем бесследно исчезают без следа.
Технические данные
Cеть тоннелей Кучи тянулась на сотни километров от окраины Сайгона (ныне город Хошимин) до границы с Камбоджей. Цифры по общей длине называются разные: от 100 до 250 км. Тоннели имели выходы во многих населенных пунктах этого региона, в кварталах Сайгона и в стратегических точках. Главный ход связывал пять деревень на севере. Он имел множество разветвлённых ходов со скрытыми подводными входами из реки Сайгон. Через них партизаны могли отступить на свою базу Бинь Кат за рекой.
Тоннели находятся на трех уровнях ниже поверхности земли: на 6, 8 и 10 метрах. Высота коридоров составляла примерно 80 см, а ширина 50 см. Они имели арочную форму.Служебные и жилые помещения были просторнее. В них для укрепления стен и потолков применяли стволы деревьев и бамбука, а также бетон.
Пересечения коридоров имели специальную предохранительную заглушку. Они предотвращали проникновение газа или закачку воды противником. Также, некоторые из них были противопожарными.
Стены некоторых помещений покрыты водостойкой штукатуркой. Главный ход был сделан из кирпичной клади, что позволяло ему выдерживать бомбардировки.
Входные люки на поверхности земли имели размеры 30 см на 40 см. Крышки для них изготавливались из кусков дерева толщиной 10 см. Они закрывались дерном и засыпались листьями. Существовали и подводные входы с реки Сайгон. Входы в деревнях были в самых неожиданных местах, например, в хижине под большой емкостью для приготовления пищи или в загоне для свиней под слоем навоза.
Тоннели Кучи могли вмещать до 10 тысяч человек. Кроме бойцов в них жил обслуживающий персонал и даже дети, которых воевавшим родителям не было возможности пристроить где-то еще. Были кухни, госпитали и даже театр. Все эти подразделения конечно занимали небольшое пространство, если сравнивать с обычными, наземными.
Вьетнамские партизаны жили в тоннелях в чрезвычайно трудных условиях и несли огромные боевые и небоевые потери. В помещениях водились муравьи, ядовитые многоножки, скорпионы, пауки, паразиты и летучие мыши. Малярия была второй причиной смертей после боевых действий. Только около 6000 из 16000 человек, воевавших в тоннелях, пережили войну. Кроме того, были убиты бесчисленные тысячи гражданских жителей района и многие родственники партизан.
Электроснабжение осуществлялось от электрогенераторов с приводом от велосипеда, стоящего на месте в генераторной. Для освещения и связи также применялись аккумуляторы и батарейки.
Вентиляция была естественной. Вода бралась из подземных колодцев и, реже, с поверхности. Свежие продукты поставляло местное население, консервы поступали по тропе Хошимина с Севера.
В систему туннелей входили и широкие крытые траншеи. В одних отдыхали бойцы после боя, в других были цеха для разрезки неразорвавшихся бомб с целью из них взрывчатого вещества.
Средства маскировки позволяли этой огромной подземной системе существовать скрытно даже рядом с противником. Дым из кухонь выходил по дымовым каналам, а на поверхности рассеивался так, чтобы не поднимался вертикально верх. Места выходов вентиляционных каналов наружу были замаскированы под муравейники, пни и другие предметы джунглей.
Смертельные ловушки для противника были как внутри тоннелей, так и на поверхности земли. В них устанавливались острые железные пруты, на которые падали вражеские солдаты. Пруты закреплялись на неподвижных и на вращающихся досках. Входы и выходы минировались.
Использование во время войны
Тоннели Кучи использовались солдатами Вьетконга в качестве укрытий во время боя и для организации внезапных атак и отступления. Самой масштабной операцией было наступление во время вьетнамского Нового года Тет в 1968 г. Тогда бойцы Вьетконга осаждали уже американское посольство в центре Сайгона. Они проникали по ходам на окраины города.
Американцы проводили несколько крупных операций по поиску и уничтожению тоннельной системы. Наиболее важными были «Кримп» (Crimp) и «Сидар Фоллз» (Cedar Falls).
Операция «Кримп» проводилась в январе 1966 г. Бомбардировщики B-52 сбросили 30-тонные бомбы на район Кучи, превратив пышные джунгли в пустыню. Операция не принесла успеха. Также применялись такие приемы как закачка воды, вбрасывание газовых гранат, горячей смолы. Эти приемы тоже оказались малоэффективными.
Более успешными оказались австралийцы. Их инженерные специалисты из частей под командованием капитана Макгрегора пробыли в туннелях в течение четырех дней. Там они находили боеприпасы, радиооборудование, предметы медицинского назначения и продукты питания. На международной пресс-конференции в Сайгоне вскоре после операции «Кримп» Макгрегор назвал своих людей «тоннельными хорьками». Американский журналист, никогда не слышавший о хорьках, использовал взамен термин «тоннельные крысы», который и прижился.
После этого американцы начали подготовку своей элитной группы добровольцев. Подбирали их по совокупности физических и моральных данных: худощавых, малорослых, выносливых, стойких. Эти специалисты путешествовали по тоннелям очень медленно, тщательно их изучая.
Все эти усилия оказались недостаточными. В январе 1967 г. генерал Уэстморленд попытался начать более крупное наступление на Кучи. Это была операция «Сидер Фоллз». В ней «тоннельные крысы» 5-го пехотного полка 25-й пехотной дивизии наткнулись на штаб-квартиру Кучи. В ней было много документов Вьетконга: карты баз США, отчеты о движении НФОЮВ из Камбоджи во Вьетнам, списки политических сочувствующих и даже планы неудачной попытки убийства министра обороны США Макнамары во время его пребывания в Южном Вьетнаме.
К 1969 году B-52 были освобождены от бомбардировок Северного Вьетнама и начали ковровые бомбардировки Кучи и остальную часть «Железного треугольника». В конечном счете, это оказалось успешным для американцев. К концу войны значительная часть тоннелей была уничтожена бомбами.
Кучи как туристический объект
Сегодня Кучи — это одна из самых знаковых достопримечательностей Хошимина. Туристы посещают два места, в которых имеются экспозиции и тоннели для посещения. Это Бен Зыок (Bến Duoc) и Бен Динь (Bến Đình). У них разные входные билеты и свои преимущества. Вьетнамские туристы обычно выбирают Бен Зыок.
Экскурсии отправляются из г. Хошимина в 8.00 — 8.30 по местному времени. Большинство из них рассчитаны на полдня (около 5 часов). С 12.00 до 13.00 у гидов обеденное время.
Бен Зыок находится в 70-ти км от г. Хошимина. Это основное туристическое место, посвященное Кучи. Оно солиднее, чем Бен Динь. Здесь находится мемориальный комплекс с музеем и другими объектами. Здешние тоннели дают больше впечатлений, чем в Бен Динь.
Перед тем, как войти в билетную дверь прямо у края леса, посетители видят выставку оружия, применявшемся США, и партизанского оружия. До момента входа в тоннели посетителям предлагается короткий фильм о них чтобы они поняли, как работает тоннельная система. Затем туристы отправляются в настоящий тоннель с экспозициями такими как: работа руководителей партийного комитета и военного командования, госпиталь, усиленное укрытие, продовольственные и оружейные бункеры, вентиляционные отверстия, боевые колодцы, колодцы для воды, печь. Посетители отведают блюда, приготовленные на специальной партизанской печи: рис на пару, маринованный салат из маниоки. Работает платное стрельбище. Также проводятся пейнтбольные сражения. На берегу реки Сайгон работает ресторан.
Бен Динь находится в 50-ти км от г. Хошимина. Экскурсия в нее подходит для туристов с напряженной по времени поездке во Вьетнам. Это тоже часть системы тоннелей Кучи. До момента входа в тоннели посетителям предлагается короткий фильм. На территории аттракциона есть платное стрельбище.
Как добираться?
Городок Кучи находится к северо-западу от г. Хошимина. Если приобрести пакетную экскурсию в местной турфирме, то она доставит на объект на своем автобусе.
Можно доехать и самостоятельно, наняв мотобайк или такси, но это не рекомендуемый способ. Все равно, в Кучи придется нанимать гида, без него в тоннели не пускают. Поэтому в целом, индивидуальная поездка с экскурсией обойдется дороже, чем коллективная. Кроме того, рейсовые автобусы часто останавливаются и бывают переполненными.
Можно доехать и самостоятельно, наняв мотобайк или такси, но это не рекомендуемый способ. Все равно, в Кучи придется нанимать гида, без него в тоннели не пускают. Поэтому в целом, индивидуальная поездка с экскурсией обойдется дороже, чем коллективная. Кроме того, рейсовые автобусы часто останавливаются и бывают переполненными.
Если отправляться индивидуально, то помимо аренды мотобайка или авто можно воспользоваться городским автобусом. Маршруты изредка меняют нумерацию. Поэтому лучше всего уточнить их на какой-нибудь автостанции в г. Хошимине, например, на расположенной около района Фам Нгу Лао. Большинство иностранных туристов отправляются именно от нее. В Бен Динь придется ехать с одной пересадкой, а в Бен Зыок с двумя. Общее время в пути составит примерно 2,5 часа.
Такую самостоятельную поездку надо хорошо рассчитать по времени. Отправляться придется рано утром чтобы успеть добраться до тоннелей, осмотреть их и успеть вернуться в свой отель в г. Хошимине.
Есть еще и водный путь по реке Сайгон. Этот способ предлагает несколько туристических фирм в г. Хошимине. Он подходит тем туристам, которым кроме прочего, интересна прогулка по реке. В этом туре катер отходит из г. Хошимина в 7.30, то есть раньше, чем автобусы.
Отзывы о поездках, вопросы, комментарии
Редакция сайта не проверяет достоверность информации в отзывах и комментариях. Будьте внимательны при ее оценке.